top of page

КАК АРАБЫ КОМБАТ ПОКУПАЛИ

Место действия: Арабские Эмираты.

 

Действующие лица: Дмитрий Парфенов, директор конструкторского бюро его же имени, Роман Осипов - заместитель директора в этом же КБ.

 

Интрига: Попытка продать за дальний кордон бронированный джип отечественного производства «Комбат».

 

Пункт назначения: Айдекс, крупнейшая международная выставка оружия и спецтехники. Проходит каждые два года в столице Арабских Эмиратов - Абу-Даби. Здесь продаются копья, которые пробивают любой щит, и щиты, которые не пробьет ни одно копье. Словом, широкий ассортимент брони и оружия - от шпионского пистолетика до стратегического бомбардировщика.

 

 

 

 

Итак, «Комбат» - джип весом 3,5 тонны. Стекла шириной 5 см. Двойной кузов убережет от пуль, выпущенных из автомата Калашникова, американской винтовки М-16 и всевозможных пистолетов. Проверено в заводских условиях. Если пространство между внешним и внутренним кузовом наполнить керамикой, можно спастись от попадания из гранатомета. Но не всегда, так что лучше не пробовать. В принципе, «Комбат» - техника двойного назначения: для передвижения высших военных чинов в зоне боевых действий и для езды важных бизнесменов в зоне острой конкуренции. Воздух поступает в салон джипа через систему фильтрации. Внутри не слишком просторно. Мотор и ходовая часть собраны из узлов General Motors. «Комбат» развивает максимальную скорость 160 км/ч, что является рекордом для автомобилей такого класса. Как внедорожник изучен мало. Однако в песках на перепаханной набережной у Смольного особо не застревал, если не считать барханов величиной с домик в деревне. По бездорожью вечно асфальтируемого Петербурга передвигался как пароход по водной глади. А вот с арабской пустыней не задалось. Причина обыденна - выехать из России невозможно. Транзит через Иран, страхование груза и отечественная таможня замучают любого смертного. Что делать? «Комбат» - в гараж, рекламный проспект - подмышку, и вперед. Аэропорт Пулково-аэропорт Дубай, трасса на Абу-Даби. Жара 37 градусов. Жизнь прекрасна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скомканные записки напуганных путешественников

Посреди трассы вместо разделительной полосы - аллея из самых зеленых в мире деревьев. По бокам простираются лесополосы шириной метров двести. За ними проглядывается пустыня с верблюдами. Эмираты - страна, построенная на голом песке. Но... Говорят "песок", подразумевают "туризм и нефть". Так что живут арабы - мама не горюй. К каждому деревцу подведена своя водопроводная труба, газоны поливаются из крупнокалиберных шлангов. Пресной воды - залейся. И это при том, что с одного боку соленый Персидский залив, а с другого - Индийский океан, где даже не вода, а мокрая соль плещется. Вот эту субстанцию и опресняют до нужной кондиции. И охлаждают как надо. Арабские Эмираты - страна автомобилей без отопителей. В самую лютую зиму температура воздуха не опускается здесь ниже +15 градусов. Это ночью. Днем - +20 - +25 градусов. Холод собачий по здешним меркам.

Еще одна бросающаяся в глаза особенность: Эмираты освещены электрическим светом вдоль и поперек. Иллюминация такая, будто почтенный Коппола решил снять продолжение своего «Апокалипсиса». Вместо дорожной разметки - вкрученные в асфальт лампы. Земля утыкана фонарными столбами. Ночь, улица, фонарь, пустыня - на каждый квадратный метр по блоку осветительных приборов, фары можно не включать. Светятся даже самые периферийные пригородные трассы. Ездят по ним арабы как сумасшедшие: 160-180 км/ч. Из левого ряда заворачивают направо, из правого, соответственно, налево. Стон клаксонов, скрежет тормозов... Местные стражи правопорядка только успевают штрафы выписывать.

 

Восточный оружейный базар

Павильоны выставки напирают по мере приближения, заслоняя от взгляда все остальные красоты. Оказывается, Айдекс - мероприятие закрытое. Вход только по приглашениям. Простых посетителей нет, в основном пресса и военные чины из всех армий мира. На каждого заводя

специальную регистрационную карточку. Многих, тем не менее, и с карточкой не пропускают: кто такие? чего здесь забыли? а ну, марш отсюда!

Досмотр и внимание к каждому визитеру самое пристальное. А как же иначе? На выставке, как на соседних восточных базарах, изобилие. Только вместо фруктов с овощами стенды ломятся от оружия и спецтехники. Бери, рассматривай, изучай. Сюда психически неуравновешенную личность никак нельзя пропустить. Однако же народу скопилась уйма. Арабская роскошь во всем. Территория выставки устлана коврами. В гигантских павильонах - кондиционеры и пальмы. В тени последних - корабельное вооружение, гранатометы, пулеметы... Часть экспозиции пушками вверх базируется прямо на улице.

Российский павильон принадлежит Рособоронэкспорту - сей государственный посредник скупил все площади и перепродал отечественным производителям. Велика Россия, а уместилась на половине павильона. Впрочем, этой половиной можно разнести целый укрепрайон: оружия

вдоволь, автоматические гранатометы, зе-нитно-ракетные установки, среди прочего - бронетранспортеры, точнее, их макеты. А вот на улице - вполне настоящие танки. Соединенные Штаты были представлены скромно. Видать, все в Ирак отправили, защищать мировую демократию. Ни тебе танков, ни пушек, лишь несколько бронированных «Хаммеров». По сравнению с «Комбатом» гордость Америки не столь бронирована, поэтому весит меньше и вроде как более внедорожный, хотя утверждение это спорно. По стоимости - ноздря в ноздрю, примерно 150 тысяч условных единиц. Впрочем, цены на армейскую технику - темное царство. У кого ни спросишь - ответят так, что долго еще потом осмысливать будешь, да так и не поймешь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наши на КамАЗе

На выставке - небольшой полигон размером с несколько футбольных полей (стадиона три-четыре), там каждый день идут «показательные выступления», свои звезды, кумиры и поклонники. Больше всего наши асы впечатлили. В Эмираты пригна-ли несколько разукрашенных по-армейски КамАЗов. А один - ну точно с ралли Париж-Дакар свернул - весь из себя гоночный. Парень на нем ездил - русский самоубийца. Он поразил всех, развивал скорость больше, чем французы на джипах. В повороты, считай, на полной скорости вписывался. Был на полигоне бетонный трамплин с канавой посреди. Никто на простых машинах ее перелететь не решался. А наш сумасшедший в два счета управился. Причем за рулем как сидел преспокойно, так и не напрягся будто ни разу. Второй там был такой же русский. Только на танке. Не из самых последних танк -Т-80. Если все остальные через бетонную гребенку осторожно переваливались, то наш не тормозя проходил. Белорусы на своей танкетке тоже во всю прыть носились. До тех пор, пока гусеницу не потеряли. Зато у них тягач хороший - два танка (по 60 т) на тросе за собой таскал, как игрушки на веревочке. Арабы закупили большое количество «Татр». Теперь у них в армии «Татры» и «Хаммеры». А наши хотят туда КамАЗы пропихнуть. Арабы между тем «Комбатом» не на шутку интересуются. Позднее на полигоне демонстрировали стрелковые новинки. Гранатометы показывали. Даже из гаубиц по павлинам палили. Грохнет, словно кувалдой по затылку попали, и уши закладывает - их потом затыкать стали, тут уж не до эффектных поз. Наши между тем снова в фаворе. Больше всего удивил новый станковый пулемет калибра 12,7 мм, «Корд» называется. Разносил все, что под дуло попадется. Ящерицы в ужасе, арабы в восторге. После ночных стрельб всем желающим дали самим попробовать. Для красоты ав-

томобили расставили. Трудно, конечно, - оружие в основном или пулемет крупнокалиберный, или ружьишко противотанковое. Шарахнет - отдача замучит. Два раза стрельнешь, и плеча как не бывало.

 

Бизнес по-арабски

Арабов в Эмиратах всего 30 процентов. Они предпочитают себя не утруждать. Но если все же решили потрудиться, то только до часу дня. Выходной в четверг и пятницу. Когда же дело касается своего бизнеса, тогда, конечно, как и все нормальные люди, они и по ночам сидят. На стройках в основном трудятся индусы и филиппинцы. Русскоязычных нет. За двести долларов в такую жару месить цемент - да пропади все пропадом! Нищих в этой стране не имеется - не положено. Неработающим арабам просто так деньги платят. А если из-за границы приехал и побираешься, то автоматом go home: в наручники и самолетом на родину. Деньги на высылку всегда найдутся. Таким же макаром ловят русских проституток, которые вопреки всему водятся там в изобилии. Воровство же и хулиганство и вовсе проблематично. Чуть что - камнями забьют или руку оттяпают. Словом, Эмираты - рай для бизнеса. Правительства как такового там не заметно. Отсутствует понятие «налоговая полиция». Нужно лишь купить лицензию на определенный вид деятельности сроком на год и делай с заработанными деньгами что хочешь: клади в карман, переводи на счета, раздавай, сори - твои проблемы. Правда, перед покупкой лицензии нужно обязательно открыть офис и зачислить в штат управленцем араба. В общем, каждому предприятию по арабу на руководящее

место. А когда есть лицензия, офис и араб, который будет уходить в час дня, можно начинать работу. Араб может числиться номинально и ничего не делать. Но без него никуда.

 

Бизнес по-русски.

«Комбат» арабов интересует сильно. В итоге - переговоры на самом высшем уровне, с теми, кого упоминать запрещено по условиям контракта.

Но оказывается, России боятся как огня. Посредники вроде Рособоронэкспорта кого хочешь распугают, - замечает Парфенов. Ценообразование в принципе должно быть понятным: вот себестоимость, вот прибыль производителя, вот проценты посредника. У нас же могут спокойно увеличить цену в несколько раз. Ладно, пусть возьмут свои 20 процентов за посредничество. Так нет - берут на заводе по три копейки, продают за миллионы, чтобы цены соответствовали мировым. Конечно, отчасти это понять можно. Может, и верно, что у наших танков самые крепкие турбины, а самолеты самые маневренные. Но во французском танке кондиционер и чуть ли не завтрак в постель, а в нашем можно с ума сойти и не пописать. Русскому чиновнику между тем все это по большому армейскому барабану: подпишут контракт - хорошо, не подпишут - наплевать.

В общем, продавать «Комбат» как армейский джип - гиблое дело. Пусть будет гражданской машиной для У1Ров. Будут арабские шейхи своих девчонок по пустыне катать, но прежде хотят купить сам проект, чтобы все производство было под их маркой. А уж когда наладится, можно и об армейской версии задуматься.

ИНТЕРБИЗНЕС №53

bottom of page