top of page

ЖУРНАЛ "КЛАКСОН"

Российский бронеджип - в пику американскому "Hummer"

Знаете, в чем главная соль российского автомобиля "Комбат", который снаружи смахивает на армейские вездеходы наподобие "Hummer" или "LamborghiniLM002"? Он изначально проектировался и строился как роскошный броневик. Автомобиль для тех, кто постоянно, изо дня в день, рискует жизнью. Перечень потенциальных покупателей "Комбата" велик: от высокопоставленных военных чинов, находящихся в горячих точках, до коммерсантов, которым приходится опасаться за свою жизнь. Словом, очень серьезный автомобиль для очень серьезных людей.

ВЫ никогда не ездили в полностью бронированном автомобиле? Тогда представьте ощущения человека, помещенного в наглухо запаянную капсулу. Мир остается где-то далеко за толщей пулестойких стекол. Снаружи не доносится ни звука. Каким-то дремавшим до сего момента навыком вдруг навостряешься читать по губам. Вот та девушка на пешеходном переходе, завидев нашего "Комбата", произнесла: "Ого!" Мужик в "девятке" выразился покрепче, но тоже в смысле полного восхищения. А стайка мальчишек хором выдохнула заграничное слово: "Хаммер"! Потом имя американского армейского джипа будет преследовать нас всю дорогу, хотя наш автомобиль имеет мало общего с героем военных операций США в аравийских пустынях и балканских горах. Хотя, как признаются создатели "Комбата", русский вездеход создавался в пику американскому "Hummer".

 

Выдержка из досье на автомобиль специальный модели "Т98". Кодовое наименование "Комбат":

"...Изделие разработано конструкторским бюро Дмитрия Парфенова в Санкт-Петербурге. В проекте участвовала питерская фирма "Автокад", которая занимается бронированием автомобилей. "Т98" ("Комбат") может изготавливаться в двух вариантах: с кузовами "седан" или "универсал"... Уникальное отличие автомобиля от иностранных аналогов заключается в несущем бронированном кузове из высоколегированной стали ("Комбат" не имеет рамы, что нонсенс для тяжелого джипа). Поэтому для броневика такого класса автомобиль получился весьма легким - снаряженная масса составляет всего 3,5 тонны (напомним, что обычный, небронированный "Hummer" тянет на 4,5 тонны)"

 

Ехать на "Комбате" в полном одиночестве странно. Как-то не хватает барражирующих сверху вертолетов сопровождения да пылящего впереди БТРа, ощетинившегося автоматами пехотинцев. Нет, мы катились по обычной питерской улице и даже, как полагается законопослушным гражданам, остановились у обочины, повинуясь взмаху жезла слегка ошалевшего инспектора ДПС. Тот вмиг забыл вызубренные казенные слова приветствия, едва увидел толщину опустившегося водительского стекла. На нем умещается плашмя сигаретная пачка! Бронестекло весит около полуцентнера, поэтому его перемещают два мощных сервопривода. Сама же водительская дверь тянет примерно на 200 кг. Остальные боковые стекла, как и полагается в броневике, не опускаются вовсе.

 

Выдержка из досье на автомобиль специальный модели "Т98". Кодовое наименование "Комбат":

"...Возможны три уровня защиты

- "Pro" - легкобронированный вариант. Обеспечивает защиту от легкого стрелкового оружия со стандартным патроном (пистолеты Макарова и ТТ, автомат "Узи"). Вдобавок двухслойная броня способна без тяжелых последствий выдержать таран грузовиком или обрушившийся бетонный столб;
- "HiPro" - повышенные защитные свойства. Обеспечена защита от пуль с термоупрочненным сердечником, выпущенных из автомата Калашникова, а также пуль со стальным сердечником снайперской винтовки Драгунова и натовской винтовки G-3;
- "HiProS" - вариант максимальной защиты для экстремальных условий. Выдерживает выстрел из винтовки СВД бронебойной пулей В-32. Предусмотрен дополнительный пакет защиты, который оговаривается заказчиком. Например, бронестекла повышенной прочности толщиной 10 см, а также металлокерамическая защита с повышенной стойкостью к прожиганию внутреннего слоя брони. В принципе армированная керамикой защита способна противостоять удару из гранатомета РПГ-7..."

 

Для знакомства нам достался "Комбат" со средним уровнем защиты "HiPro". Кстати, специалисты считают, что некоторый вклад в безопасность любого бронеавтомобиля вносит дизайн. Чем агрессивнее выглядит четырехколесная крепость, чем напористее - тем лучше. Это своего рода предварительная "психологическая атака" на возможного противника. Мало того, что "Комбат" выглядит зверски. Вдобавок он просто подавляет размерами. По длине, превышающей пять метров, он переплюнет многие удлиненные седаны высшего класса. Ширине за два метра позавидует иной грузовик.

Суровый облик "Комбата" скроен исключительно исходя из требований функциональности, словно настоящий танк или БТР. В его оформлении нет ни одного чисто "дизайнерского элемента". Любая деталюшка обоснована жизнью. Справа и слева от трехсекционного лобового стекла упрятаны воздухозаборники систем климат-контроля салона и питания двигателя. На заднем срезе крыши установлена система активной вытяжки - вещь жизненно необходимая при движении в колонне по пыльной местности. При полной герметизации кузова автомобиль может действовать и в условиях ядерного заражения. В центр крыши врезан огромный люк. Его можно приподнять целиком или по частям. Как человек сугубо гражданский я поначалу предположил, что люк предназначен для ведения стрельбы. На самом деле, это "запасной выход" из подбитой машины. Особенно, если ее взрывом опрокинуло набок - ведь отжать вверх бронированную дверь едва будет под силу даже цирковому силачу. Мы же использовали люк в более привычной ипостаси - для проветривания салона, раскаленного предгрозовой духотой. Просто сейчас наш "Комбат" выехал в первый испытательный пробег, и в суматохе никто не додумался заправить кондиционер.

 

Выдержка из досье на автомобиль специальный модели "Т98". Кодовое наименование "Комбат":

 "..."Т98" выполнен с применением узлов "GeneralMotors": двигатель, трансмиссия, многие элементы ходовой части. В качестве внедорожника-донора выступил "ChevroletSuburban 2500" предыдущего поколения. "Комбат" можно снабдить либо 5,7-литровым бензиновым, либо 6,5-литровым дизельным V8. Последний, кстати, много лет успешно используется на "Hummer". В качестве более доступной альтернативы можно заказать "Т98" на газовских агрегатах"

 

На ходу чувствуется, что 5,7-литрового V8 маловато для столь увесиcтой машины. Ускоряется "Комбат" весьма и весьма размеренно. Правда, следует сделать скидку на то, что перед нами первый пробный экземпляр. Да и внедорожник-донор был далеко не новым автомобилем, успевшим изрядно побегать по нашим дорогам. Разумеется, когда "Комбаты" будут строиться под заказы конкретных покупателей, они будут снабжаться новыми современными агрегатами.
Непривычно большая масса машины и стандартные тормоза от "Suburban" заставляют полностью пересмотреть стиль вождения. Мягкие разгоны, плавные торможения - к степенности движения приучают не только повадки автомобиля, но также антураж салона. Сверхмягкие кожаные кресла (передние с полным набором электрорегулировок), огромнейший щиток приборов, на который не жалели натурального дерева, куча клавиш возле рычага "автомата" - внутри автомобиль чем-то напоминает роскошные американские дальнобойные тягачи. Среди набора шкал встречаются весьма непривычные. Например, манометр, который показывает давление в топливной магистрали. Еще один манометр оставлен "про запас" - в перспективе автомобиль планируется снабдить управляемой пневмоподвеской, благодаря которой водитель сможет регулировать высоту кузова над дорогой.

...Приближение бури мы чувствовали на протяжении последних нескольких часов. Казалось, сама природа вознамерилась предоставить для фотосъемки "Комбата" соответствующий антураж. Всполохи молний метались вокруг нас, словно разрывы снарядов. А мы, выписывая виражи на песчаной отмели близ бушующих волн Финского залива, пытались оценить живучесть "Комбата" в экстремальных условиях. Скажем сразу, если почва под зубастыми широкопрофильными покрышками рыхлая, то движение с отключенным передним мостом, на одном заднем приводе, может быстренько закончиться непроизвольным самозакапыванием. Нарыть себе яму "Комбат" сумеет, будьте уверены. Глазом не успеете моргнуть, как половина огромного колеса успеет начать путь к центру Земли. Надо сразу задействовать передний мост. Он подключается жестко, без дифференциала, поэтому ездить в режиме "4х4" можно только на бездорожье или по скользкой зимней трассе. При вождении по пересеченной местности я пару раз жалел, что автомобиль не имеет блокировки заднего дифференциала.

Словом, несмотря на огромнейший клиренс в 31,5 см, данный экземпляр "Комбата" выглядит не столько внедорожником, сколько транспортным средством, способным быстро и безопасно перемещать экипаж по разнообразным дорогам. От многополосного шоссе до разбитой грунтовки... "Впрочем, - подумал я, - подобные заказные автомобили тем и хороши, что покупатель "строит" машину, исходя из собственных пожеланий. Это словно огромный конструктор "Лего"... Взять систему постоянного полного привода от современного "Chevrolet", дополнить ее блокировками дифференциалов, плюс хороший бензиновый V8 да еще система централизованного управления давлением в шинах... Получится не просто внедорожник, а отменный вездеход!"

Сидящий рядом автор проекта Дмитрий Парфенов словно угадал мои мысли. "Мы и дальше будем экспериментировать с иностранными агрегатами, но есть задумка поинтереснее, - заметил он. - Если использовать элементы подвески и трансмиссии от нашего БТР, выйдет совершенно потрясающий автомобиль". Такая вот судьба ждет нашего "Комбата"...

Дмитрий ФЕДОРОВ

bottom of page