ЖУРНАЛ "ЗА РУЛЕМ"

Недавно опять пересматривал фильм-катастрофу "Смерч". Бедные актеры с выпученными от ужаса глазами мчатся на здоровенном пикапе по дороге, а вокруг летают деревья, с неба падают комбайны и трактора, воздух со свистом прошивают железные балки… Подумалось, что ребятам было бы гораздо спокойнее, если бы вместо пикапа режиссер выделил им питерский танк. Точнее - Т-98 "Комбат".

 

Вот честно, если когда-нибудь представится возможность, слукавлю и обязательно дам такое объявление: "ПродаюChevrolet Suburban, двиг. 5,3 (250 сил), привод полный. Кожаный салон, люк, электропакет, "музыка", ц/з. Эксклюзивные опции. Кузов бронированный. Измененный внешний вид". А потом буду снимать на камеру реакцию тех, кто приедет по адресу и увидит сам автомобиль. Приз на фестивале "Киношок", считай, в кармане! Самое любопытное, что все пункты объявления абсолютно правдивы. Просто… опущены некоторые подробности .

 

Оружие массового потрясения

Это уже потом мы полностью парализовали работу бригады дорожников, устроив съемки неподалеку. А чуть раньше, когда открылись ворота во двор, парализовало меня. Предупреждать надо! И "предупреждали" ведь накануне в КБ Дмитрия Парфенова, но фотографии - они ведь плоские… А здесь исполинский и пугающий боевой жук с далекой планеты, глазастый, весь в выступах, щитках и наростах. 5100 - в длину, 2100 - в ширину! Когда сотрудник КБ Роман отлучился в ангар, оставив нас наедине, стало неуютно: вдруг сами по себе вспыхнут фары и ка-а-ак… Дмитрий Парфенов, нарисовав в 1998 году "Комбат", позаботился о том, чтобы машина даже в покое буквально атаковала дизайном. Это, как известно, лучший способ защиты, ведь именно оберегать важных людей - "профессия" внедорожного шикарного броневика.

Ничего себе концепция, скажете вы! Но, по мнению создателей, именно такой автомобиль необходим для перемещения важных чинов в горячих точках. А "горячими" сегодня, увы, могут стать и улицы городов. Так что "Комбат" готов оберегать не только военных. Подстать задаче и "аммуниция". Под "нашлепками" над задними крыльями - две ниши. Почти квадратный задок - крышка контейнероподобного багажника, в котором большой огнетушитель выглядит зажигалкой "Крикет". Внезапное жужжание и, словно робот-трансформер, "Комбат" приподнял две электроуправляемые крышки, а под ними - пробки бензобака. Заправляй 200 литров "92-го" хоть слева, хоть справа. Над крышей поднялся и опустился эвакуационный люк - что твоя входная дверь. Наглухо закрылись бронежалюзи перед радиатором, и "Комбат" воззрился на меня шестью яркими "глазами".

Роман поманил из салона, залезай. Так заперто же. "Тяни сильнее!" Ах, НАСТОЛЬКО сильнее!!! Да-а, хлопнуть "дверцей" весом в пару сотен кило явно не удастся. Другое дело закрыться, как за каменной стеной. Кстати, дверей всего три - как ни забавно, с левой стороны машину хочется назвать "купе". А вот не забавно: лишняя дверь - лишняя слабина несущего (!) кузова. "Комбат" могут бронировать по трем уровням защиты: Pro - все виды легкого стрелкового оружия и "тараны", Hi.Pro - АКМ-пули с упрочненным сердечником, СВД-пули - со стальным и винтовка NATO G3. И самый крутой Hi.Pro.S - СВД-пули бронебойные (за доплату еще и РПГ-7). Что касается других "эксклюзивных опций"…

Стекло, на кромку которого можно смело ставить флягу, опускается только у водителя. Поднимается дооооолго. Но нажми вот эту кнопочку - и одноразовый пиропатрон, взорвавшись, подбросит "стеклышко", закрывая проем от вторжения врагов. А после - по ним из "электрооткрываемых" бойниц с системой отсоса пороховых газов. А они нас каким-нибудь… (что бы поужаснее) зарином! А мы включаем систему полной герметизации салона. И как рявкнем по громкоговорящей: "Ребята, давайте жить дружно!"

 

Под панцирем

В характеристиках написано - "седан" (ха-ха, седанчик!). И не просто, а VIP. Когда я погрузился в "кадиллаковское" сиденье - урчащее электроприводами и подогреваемое, включил кондишн, музыку, а прочие звуки, похоже, навсегда остались снаружи - проникся. Панель… нет - настоящий Пульт Управления отделан деревом. Чего здесь только нет: россыпь контрольных лампочек, температура за бортом, часы, вольтметр, указатель давления топлива (ого!). И клавиши, клавиши - свет, антенна, вентиляторы. Между передними креслами - "бардачок", не иначе для стволов. А руль-то знакомый. Еще привычнее поворачивать ключ, держась за "ушки" замка зажигания, частенько приходилось проделывать это на "американце" друга. И этот селектор "автомата"…

Ну, вспомнили объявление? "Пять и три, - улыбается Роман в ответ на утробный глухой звук из моторного отсека. - Vortec!" Да, комфорт и мощь с приставкой "очень" - это Америка. За передвижение этого "сейфа" отвечают агрегаты внедорожного Chevrolet Suburban: трансмиссия, мосты, подвески. И уже не удивляюсь "круиз-контролю", подушке безопасности, подключаемому переднему мосту, пониженной передаче. Удивляюсь другому - сзади должны ехать те самые важные персоны, но в смысле пространства для ног там как раз неважно. "Да, диван будем двигать", - подтверждает Роман. Фраза звучит по меркам "Комбата"! Ох, сейчас все это вырулит к мирным людям…

 

Дорогу крепости!

Путь к шоссе напрямик на полном приводе навеял мысль назвать материал "А нам все РОВНО". Самоблокирующийся дифференциал заднего моста на пару с лебедками входят в список дополнительного оборудования, но и без них "Комбат" бесстрашно ухает с грунтовки на… А почти неважно на что, от земли до брюха-то 315 мм! Грязь, глина, песок, да местами с водичкой - все это "по колено". Но помню о массе за 3 тонны, о том, что громадные шины не гусеницы, да и флору жалко. И так понятно, что "Комбат" свой экипаж из передряги вывезет. Вывез и нас. Дальше будем заднеприводными.

… Из-за крутого поворота медленно вываливает автопоезд, замахиваясь на встречную. Секунда у водителя тягача уходит на осознание того, что он видит не сон. В следующий миг махина прямо-таки шарахается. Со стороны кажется, что сбить приближающийся "Комбат" с курса невозможно - он даже дом проедет насквозь. Внутри ощущения другие: руль так "гидроусилен", что траекторию на малых скоростях приходится корректировать. А если быстрее? Не верится, но этот броненосец можно разогнать до 180 км/ч.

Э-эээ, не больно-то. Резкие приказы акселератору, мотор исполнять не спешит, все-таки "шестилитровый", о перспективах установки которого рассказывал Роман, под капотом желаннее. Зато с неумолимо-локомотивным ростом скорости "Комбат" окончательно утверждается на шоссе: с базой в 3340 мм и колеей - в 1760 даже крутые повороты проходим с почти незаметными кренами. А с чем сражаются передняя независимая и задняя рессорная подвески нам зачастую и не ведомо. Управлять машиной несложно, а что самое главное - несложно разворачиваться. "Комбат" на удивление маневренный.

Вот только - смотри, куда едешь! Обзор из салона весьма специфический: сидишь, как в фешенебельном окопе. Назад - исключительно по зеркалам. В принципе, пятиться не страшно и вслепую, лишь бы людей поблизости не было . А вот на шоссе, чтобы не превращать "Комбат" в "Таран", приходиться плавно жать на тормоза еще раньше, чем на Chevrolet - их не дорабатывали.

Но сам "Комбат" дорабатывать и совершенствовать еще будут. Предусмотрен кузов "универсал", другие агрегаты (в том числе российские), исполнения… Настоящий полигон на колесах. Правда, в объявлении следовало бы добавить еще одно слово - Дорого. Да, "престижный БТР" недешев. Но ведь жизнь и вовсе бесценна, не так ли?

Александр Катаев

Автомобиль предоставлен КБ Дмитрия Парфенова